среда, марта 25, 2009

Из серпуховского детства, или Таинственный сон

кол3

Сон перестал сниться совсем недавно, хотя донимал с завидной регулярностью с раннего детства. Стоило бабушке погасить светильник перед сном – я быстро зажмуривала глаза и скороговоркой шептала: “Не снись, не снись, домище!..” Но сон приходил и будил меня на мокрой от слёз подушке – всегда в одном и том же месте своего незамысловатого сюжета. Да и сюжета-то никакого особого не было! Просто шла я по тропинке занарского соснового бора к какому-то дому, сверкающему яркими разноцветными огнями. Этот дом притягивал меня, словно магнит – но ни разу так и не позволил подойти к нему поближе…сосны4


…Прошло столько лет - страшно подумать - и зачем только память всё хранит этот странный детский сон?.. И поняла я наконец!.. Всё просто. Сон этот – сгусток моих ощущений пятидесяти-с-гаком-летней давности. Занарское детство настолько пронзительно и ярко видится теперь, что было бы непростительной ошибкой – не записать эти воспоминания…сосны2

гвозд2 …Занарский сосновый бор совсем рядом с нашим домом – в десяти минутах ходьбы. Стоит только свернуть с нашей улицы 25-летия Октября в Кольцевой переулок, пересечь улицу Ленинского Комсомола – и ты в бору. Прогулки в этом направлении совершались в хорошую погоду почти ежедневно. Бор встречал шумом сосен, россыпью колокольчиков и мелких гвоздичек – мы их звали часиками. Цель прогулки, как обычно, носила и деловой характер! Нужно было принести в дом, хотя бы ведро, сосновых шишек!.. А иначе, как же наш любимый самовар угостит нас чаем! Пока я с усердием собираю шишки и колокольчики, волнение от ожидания не покидает меня. Вот-вот раздастся пронзительный гудок, и, справа выглянет паровозик, испускающий на ходу густые облака пара… И моя бабушка напомнит мне: “Ту-ту-у-у…” И я, разумеется, подхвачу – ведь это первый в жизни паровоз, который приветствует меня…гвозд.3

…В 50-е годы фабричная занарская узкоколейка делила бор практически надвое. Если, войдя в бор, сразу повернуть налево, можно было за несколько минут дойти до ворот Занарской фабрики, в воротах которой и скрывался трудолюбивый паровозик… Проходили годы, паровоз стал никому не нужен и ушёл на заслуженный отдых – что поделаешь, индустриализация всей страны набирала обороты. Занарка стала решать вопросы обеспечения сырьём новыми методами…

…Старая узкоколейка заросла травой и в ней поселились мои любимые маленькие колокольчики. Все шестидесятые по насыпи узкоколейной железной дороги была проложена замечательная лыжня, и серпуховичи по воскресным дням семьями скользили по ней до самого берега Оки. Так делали и мы… Золотое время было. сосны6Но и лыжня исчезла со временем. На месте старой узкоколейки появилась асфальтированная железная дорога. Теперь уже она стала делить старинный бор надвое! Ведь раньше улица Ленинского Комсомола заканчивалась тупиком – у самой Варгинской больницы. А потом от больницы и пошла эта новая, хотя, теперь уже старая, дорога. В этих краях я не была много лет и всё надеюсь, что кто-нибудь из молодых серпуховичей напишет пару слов – как там старик, занарский бор поживает?.. Как бы хотелось - хотя бы разок - опять пройтись по песчаной тропинке занарского соснового бора. Но детский сон не хочет больше сниться - ведь я совсем не боюсь его...

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

Что-то не совсем понятно - что есть истина: не то "сон перестал сниться совсем недавно", не то - "сон .... давно не посещает"? Или это такой своеобразный литературный прием автора?

Jusha комментирует...

Спасибо тебе, Анонимный! Замечание принимается. Хотела бы я познакомиться с человеком, который так хорошо умеет читать!..

Анонимный комментирует...

До поступления в школу, каюсь, читать не научили, но уж потом дело пошло весьма активно!

Jusha комментирует...

Дорогой Анонимный! Как же я рада,что ты пишешь!.. Пиши то, что ты чувствуешь - не оглядывайся на "других"!.. Всё хорошо.

Иван Орлёнок комментирует...

Здравствуйте. Очень интересный блог, но я все таки не могу понять что мешает Вам съездить к Серпухов? Благо сейчас дорога из центра Москвы займет 1 час 40 минут (на машине)... ходят автобусы с м.Южная и с м.Юго-Западная...
а насчет асфальтированной жд в Бору - так ее нет и насколько я понимаю никогда не было. ведь когда узкоколейкю к Занарской фабрике снесли пороложили обычную автомобильную дорогу. Но не целоиким, часть бора "вновь соединилсь" и теперь там самая обычная тропинка - летом для мам с детьми и велосипедамии, зимой для лыж ;)

вот ссылка, думаю Вам будет интересно:
http://alxlav.livejournal.com/
блог серпуховича, который пишет об истории города.

Удачи там, в Москве ;)